Как развивать креативность и творческое мышление

Содержание:

«Взлом креатива». Майкл Микалко


Книга на Ozon.ru

Отличительной характеристикой гения считается его невероятная производительность. У Томаса Эдисона было 1 093 па­тента, и это до сих пор рекорд. Для достижения такого результата он установил себе квоту на идеи: одно небольшое изобретение в течение десяти дней и одно крупное за полгода.

«Взлом креатива» — это вторая книга Майкла Микалко. Автор проанализировал жизнь известных творческих людей от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо и адаптировал для современных читателей их методы создания нового.

В книге описаны девять стратегий мышления, которые можно применять для решения нестандартных проблем и поиска новых идей.

Правила развития креативности от Джулии Кэмерон

Сегодня развитое творческое мышление и креативность стали считаться чуть ли не главными качествами успешного человека. Существуют две полярные точки зрения на природу креативности. Согласно первой из них, творческие способности в той или иной мере присущи любому человеку. Согласно второй теории, креативность – «элитарное» качество, которым могут похвастаться «избранные», одаренные люди. Вы можете принять ту или иную точку зрения. Но если вы верите в себя и в то, что совершенству нет предела — развивайте творческие способности. Как? С помощью онлайн уроков, специальных тренингов, вебинаров или по книгам гуру по развитию творческого потенциала Джулии Кэмерон. Читать подробнее…

9

Правила развития креативности от Джулии Кэмерон

Сегодня развитое творческое мышление и креативность стали считаться чуть ли не главными качествами успешного человека. Существуют две полярные точки зрения на природу креативности. Согласно первой из них, творческие способности в той или иной мере присущи любому человеку. Согласно второй теории, креативность – «элитарное» качество, которым могут похвастаться «избранные», одаренные люди. Вы можете принять ту или иную точку зрения. Но если вы верите в себя и в то, что совершенству нет предела, развивайте творческие способности. Как? С помощью онлайн-уроков, специальных тренингов, вебинаров или по книгам Джулии Кэмерон. Читать подробнее…

6

Тест на творческие способности

Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует придерживаться нескольких правил во время прохождения теста:

  • Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.

Cтатистика На весь экран

С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.

Советы в процессе тренинга

Советы в процессе тренинга

Для
того, чтобы раскрытие творческого потенциала шло на автомате, и упражнения были
более эффективными, нужно выполнять следующие пункты:

Уметь отказываться. То есть не хватать первую идею, а откладывать ее в сторону и следовать дальше за новыми вариантами.

Уметь отвлечься. То есть откладывать проблему в сторону, а потом, на свежие мысли, заниматься ей вновь.

Не бояться быть смешным. Любую, даже бредовую мысль нужно собирать бережно как возможную, хотя бы теоретически. Развитие креативности начинается с возможности поверить в невозможное. Достаточно вспомнить, что когда-то «летающие железные по небу птицы» считались признаком помешательства.

Принципиальный отказ от привычного, воспользовавшись девизом. «Это уже было. Что можете предложить еще?»

Хвалить себя даже за малые сподвижки

Это важно, поскольку удовлетворенный мозг становится «сговорчивее» и не боится оторваться от реального

Даже самое скучное превращать в интересное

Стимуляция познавательной активности – едва ли не важнейшая задача любого учителя, однако не менее важно этот уровень еще и удержать. Рутинная подача материала может свести на нет все старания, приложенные ранее, и полностью отбить у ребенка охоту узнавать новое. Именно поэтому столь важно сделать учебный процесс максимально интересным

Воображение и творческое мышление в этом наилучшие помощники

Именно поэтому столь важно сделать учебный процесс максимально интересным. Воображение и творческое мышление в этом наилучшие помощники

Дети всегда должны иметь возможность высказать собственную точку зрения, продемонстрировать угол, под которым они видят ту или иную ситуацию. Это может происходить не только непосредственно во время урока, но и при выполнении контрольных или самостоятельных работ. В литературе, к примеру, для этого отлично подходят сочинения на нестандартные темы. Чаще всего учителя предлагают своим воспитанникам написать работу, в которой в качестве главного героя выступал второстепенный персонаж изучаемого произведения.

В математике это может быть необычный способ подачи материала. Дроби, к примеру, можно изучать на примере долек мандарина. Формирование творческого мышления в данном случае происходит за счет задействования наглядного примера и повышения интереса к изучаемому.

Головоломки

 Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека. Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для  решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление. Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней — снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

«Загадка Эйнштейна» — старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» — одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях. Суть головоломки — собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Когнитивная сфера

Творческое мышление тесно связано со всеми когнитивными способностями человека.

Память

Люди, способные к творчеству, обладают специфическими видами памяти. Музыканты — слуховой, художники — зрительной, хореографы — двигательной, дегустаторы — вкусовой, скульпторы — тактильной и т. д. И абсолютно все они обладают образной и ассоциативной памятью. Обычные люди, решая задачу, используют только исходный материал. Креативные привлекают для этого весь свой прошлый опыт, который, казалось бы, совершенно не связан с проблемой. Психологи называют это «высокой готовностью памяти».

Внимание и концентрация

Креативные люди часто считаются рассеянными и несобранными. В большинстве случаев это правда. Просто они слишком заняты своим личностным восприятием окружающей среды и не мотивированы параллельно интересоваться чем-то другим. Например, на совещании они могут совершенно не слушать доклад начальника о подведении итогов за прошедший квартал. В этот момент они представляют на его месте мудрого филина (срабатывают ассоциации) или переносят его на берег лазурного моря и делают аниматором (желаемое вместо действительного). Зато, когда они увлечены процессом творчества, они могут работать часами, ни на что не отвлекаясь. Им не могут помешать ни посторонние звуки, ни голод. Психологи называют это полным погружением и вовлечённостью.

Восприятие

Креативные люди воспринимают мир не так, как все. Они способны увидеть в обыденных вещах и явлениях то, что раздвигает рамки привычного и дозволенного. Только для них «Чёрный квадрат» Малевича — чистое искусство во всей его красоте. Это они придумывают бытовые лайфхаки: чистят зубной щёткой подошву обуви, собирают ртуть с пола скотчем и выращивают рассаду в яичной скорлупе.

Воображение

Творческое мышление невозможно без воображения. Из всех когнитивных способностей между ними самая прослеживаемая связь. Только через воспроизведение в уме образов и ассоциаций человек способен создавать что-то новое, креативное, необычное, ни на что не похожее.

Интеллект

Как именно взаимосвязаны интеллект и творческое мышление, пока нет единого ответа. Множество талантливых людей, создавших бесценные шедевры искусства, имели IQ ниже среднего. Но известны и такие, у кого он зашкаливал. Точно такая же ситуация с обратной стороны: люди, обладающие высоким интеллектом, далеко не всегда отличаются творческим потенциалом. Особенно это заметно в школе. Отличникам, как правило, плохо даются музыка, рисование, прикладная деятельность. Но есть и исключения, когда ребёнок талантлив буквально во всём, демонстрируя высокие показатели по обоим критериям.

Многие склонны объяснять это конвергентностью и дивергентностью мыслительных процессов. Таблица наглядно продемонстрирует, что это такое.

Получается, что творческое мышление является основой мышления именно дивергента, а не конвергента.

Продвинутый призыв от О. Семенова

Также вы можете заранее написать призыв к ангелу-хранителю, дарующему вдохновение. Здесь будет дан шаблон призыва, который вы сможете перекроить на свой лад, если захотите.

«Я приглашаю к себе дружественного духа, который:

  • может обучить меня повелевать людьми;
  • может помочь мне разбогатеть и прославиться;
  • может помочь мне обрести великую власть над людскими умами, телами и душами;
  • может помочь мне создать то, что навеки впишет мое имя в историю;
  • может помочь мне достичь успеха в магии и любом деле, за которое я возьмусь;
  • может помочь мне расправиться с моими врагами;
  • будет иметь опыт в политике или любой сфере, связанной с властью;
  • будет мудр и лоялен;
  • будет меня уважать и ценить;
  • будет интересным собеседником;
  • мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником были полностью честными;
  • мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником строились на взаимоуважении;
  • мне хотелось бы, чтобы мой наставник делился со мной своей сокровенной мудростью и помогал мне в достижении моих жизненных целей».

После того как вы выполните это упражнение, вы почувствуете невероятную легкость и расслабленность. В вашем уме будут фонтанировать новые идеи, и в целом появится ощущение, будто вас пронзила духовная «молния» (как Заратустру в известном труде Фридриха Ницше). Вы внезапно поймете, как именно нужно действовать в вашей ситуации, чтобы все шло в точности по плану, а все цели и мечты сбывались. Идеи, которые возникнут у вас в голове, придут как будто не из этого мира. Однако для того чтобы эффект был максимально сильным, нужно делать это упражнение каждый день в течение часа на протяжении недели. Тогда вы внезапно почувствуете, что сущность, которая в ритуале называется наставником, или ангелом-хранителем, как будто является частью вас самих, причем лучшей частью. Вы сможете даже вести с ней нечто вроде внутренних диалогов, посвященных насущным проблемам вашей жизни. И конечно же, вы можете просить ее помогать вам в выполнении различных творческих задач — собственно, для чего вы, по всей видимости, и собираетесь сделать это упражнение. Оно подойдет людям любых возрастов, в том числе и детям, а потому является отличным ответом на вопрос, как развивать творческое мышление у младших школьников.

Не важно, с чем именно вы взаимодействуете в ходе данного упражнения — действительно ли с этой некой невидимой ангельской сущностью, или лишь частью вашего подсознания, или даже отдельной субличностью. Главное — это эффективность

А с эффективностью у этого упражнения, развивающего творческое мышление, уж поверьте, все очень и очень хорошо.

Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений

Тренажер креатива у детей

Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.

На развитие фантазии

Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.

Посоветовать ребенку  вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?

Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?

Метод ассоциаций

Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.

3 волшебных краски

Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.

Конструирование

Конструктор не нужен. Нужны  круги, квадраты и другие фигуры из  цветной бумаги. Дети из  них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.

Изобретатель

Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.

Рисуем под музыку

Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.

Продолжи метафору

Это
упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить
сравнение по принципу ассоциаций. Например:

  • пищит пронзительно, как…
  • голодный, как…
  • умный, как…
  • надежный, как…
  • красный, как…

Слепи одну книгу с другой

Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII  века и героев современности.

Продолжи рассказ

Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий
начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает
первое слово, которое ему придет в голову.

Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.

Все хотят быть особенными

На протяжении всей нашей жизни мы замечаем вокруг себя тех, кто выделяется из общей массы и толпы. «Выскочки» и «воображалы» – такими ярлыками мы награждали в детстве тех, кто не боялся проявлять себя и высказывать свое мнение. «Белая ворона», «неформал» – говорили о таких в юношестве.

В зрелом возрасте мы смотрим на таких людей с восторгом, интересом, а иногда даже с завистью. Именно они первыми высказывают блестящие идеи на брейнштормингах, ловко решают задачи, над которыми безрезультатно бьются десятки умов, в их головы приходят простые истины, способные вершить революции. Творческие люди успешны во всем: пишут, рисуют, поют, творят, добиваются успехов в бизнесе и приковывают к себе интерес окружающих.

Что отличает их от большинства, почему именно они способны генерировать уникальные идеи и что каждый из нас может сделать для того, чтобы раскрыть подобные способности в себе? Для начала давайте разберемся, какие черты характера отличают творческих людей и какие качества личности позволяют им успешно применять свою креативность на практике.

Ассоциативные упражнения для развития креативности

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Чтобы создать что-то оригинальное, не нужно изобретать велосипед. Следует только найти новые связи между уже имеющимися компонентами. В этом случае лучшие помощники это ассоциации.

Задание 1. Всем известный прием создания новых применений для обычного предмета. Обычно предлагают найти нестандартные применения шариковой ручки или карандаша. Попробуйте поиграть с предметами, которые окружают вас каждый день. Например, книги можно не только читать, но и сделать из них тайник или элемент декора.

Задание 2. Для этого упражнения вам понадобится книга, словарь или просто журнал. Откройте любую страницу и выберете случайное слово. Запишите его. Сделайте то же самое еще раз. Подберите ассоциации к словам и попробуйте найти закономерность или отдаленную связь между ними. Можете придумать небольшой рассказ с ними или расшифровать каждое, как аббревиатуру. Для улучшения результата рекомендуется выполнять задание в паре или группе, чтобы услышать мнение других.

Этапы развития креативного мышления

Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?

  1. Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.

Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.

2. Этап «вторичной креативности» — осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.

Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.

Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.

Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.

Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.

Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.

Итак

Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие — это не страшно. Так бывает, и это нормально.

А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.

Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует…

Ритуал собеседования с Ангелом-хранителем

Этот ритуал взят из программы психолога О. Семенова и является «ремейком» одноименной практики телемитов. Если вас отпугивает тематика оккультизма, то вам лучше его не делать. Однако для людей, не знающих, как развить творческое мышление, и лишенных различных религиозных предрассудков, он прекрасно подойдет. Ритуал крайне прост:

Лягте и расслабьтесь

Поочередно концентрируйте внимание на каждой части своего тела, пока не почувствуете, что она полностью расслаблена. Полежите так несколько минут, представляя, что вы в невесомости, и вглядывайтесь в темноту перед собой

Трижды прочтите вслух воззвание к вашему ангелу-хранителю и попросите его подарить вам вдохновение. При этом вы не должны задействовать ум, постарайтесь придумывать это воззвание на ходу, чтобы оно было как будто вырванным из вашего подсознания. Если у вас будут вместе со словами выходить различные посторонние звуки или фразы, которые вы никак не ожидали услышать, — ничего страшного. Главное — концентрируйтесь на своем желании обрести вдохновение. После того как проговорите воззвание трижды, почувствуйте присутствие Ангела-хранителя рядом с вами и откройте глаза. Вы почувствуете прилив радости, умиротворения и вдохновения. Вскоре у вас появятся новые идеи.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь

Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять

Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.

Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е

«перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.


Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде

Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать

Нейрофизиология и характеристики творческого мышления

Учёные Джон Куниос (John Kounios, Дрексельский университет) и Марк Биман (Mark Beeman, Северо-западный университет) с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии обнаружили различные данные, имеющие отношение к творческому мышлению.

  • Активность мозга, связанная с обработкой визуальной информации, прекращает свою работу на 300 миллисекунд раньше того, как активируется творческое мышление. Это явление аналогично тому, когда мы закрываем глаза и смотрим в пустоту, чтобы подавить стимулы. Этот вывод подтверждает необходимость глубокого самоанализа для стимуляции творческого мышления.
  • Когда творческое мышление начинает свою работу, наблюдается всплеск активности в правой височной доле головного мозга (чуть выше уха). Правая височная область является зоной, которая отвечает за связь элементов, отдаленных в пространстве и во времени. Благодаря этой связи с воспоминаниями из прошлого возникают ассоциации со стимулами из настоящего, что способствует появлению новых креативных идей.
  • Также наблюдается активность альфа-волн, которые возникают в правом полушарии и расширяют серое вещество, способствуя (опять же) созданию ассоциаций. Альфа-волны – это электрические колебания головного мозга, которые появляются в тот момент, когда мы расслаблены или закрываем глаза. Появление альфа-волн имеет решающее значение в развитии творческого мышления. Мартинес Отеро (Martínez Otero) по этому поводу говорит следующее:  «Озарения (англ. insights) и гениальные идеи приходят в тот момент, когда происходит изменение альфа-активности мозга, и концентрация является рассеянной».

Когда мы даём свободу разуму, мы поощряем наше творческое мышление. Моменты, в которых активируется творческое мышление, часто случаются, когда мы отвлекаемся. Мозг определяет приоритеты выделения дополнительных ресурсов для решения сложных задач, оставляя решение самых простых задач в автоматическом режиме

По этой причине так важно находить время, чтобы снизить сознательную активность мозга и раскрыть его творческий потенциал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector