Тренировка памяти: задачи на внимательность для взрослых и детей

Содержание:

Факторы, влияющие на ухудшение памяти

Проблемы с памятью не всегда указывают на присутствие какого-либо расстройства памяти (о них мы поговорим ниже). Существуют определённые обстоятельства, негативно влияющие на нашу способность к запоминанию.

Недостаток сна

Дефицит сна вызывает усталость и истощение, что не способствует развитию наших когнитивных способностей. В частности, сон влияет на восстановление организма в целом и нервной системы в частности, а также на консолидацию памяти

Поэтому нехватка сна влияет не только на память, но и на другие высшие когнитивные процессы, такие как внимание и концентрация

Проблемы с вниманием

То, что мы иногда принимаем за проблемы с памятью, на самом деле является проблемой с вниманием. Если мы не сконцентрируемся на стимуле, то вряд ли сможем его запомнить

То же самое происходит, когда мы одновременно уделяем внимание сразу нескольким стимулам.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Интерференции при запоминании

Интерференции появляются при обучении. Если мы запомнили что-то до или сразу после того, что нам нужно выучить, то скорее всего, возникнут помехи. Что имеется ввиду? Например, если вы запомнили список А с перечнем животных, а затем прочитали список Б, в котором часть животных совпадает с указанными в списке А, а часть — нет, то велика вероятность того, что когда вас попросят назвать животных из списка А, вы назовете в том числе каких-то из списка Б. Это называется интерференция. Другими словами, интерференция — это взаимодействие между новой информацией и уже имеющимися воспоминаниями, что отрицательно влияет на усвоение нового материала.

Старение

Одна из первых и неизбежных причин, которые приходят в голову, когда возникают проблемы с памятью, это старение. По мере старения организма люди осознают, что им становится труднее вспомнить определённую информацию или запомнить что-то новое. К тому же с возрастом люди чаще становятся рассеянными (“Куда я положил ключи?”). Как правило, с трудностями, связанными с памятью или обучением пожилых людей, можно справиться, предоставим им больше времени на решение той или иной задачи. Также, возможно, вам будет интересно прочитать, что такое здоровое старение.

Негативные эмоции

Депрессия, тревожность или стресс сопровождаются чувством одиночества, беспокойства, грусти и тоски

Это Это способствует развитию проблем со вниманием и ухудшению памяти. Как правило, эта забывчивость носит временный характер и исчезает вместе с отрицательными эмоциями

Кроме того, есть некая субъективность по отношению к негативным воспоминаниям, т.е. мы больше склонны помнить о плохих сторонах нашей жизни и недооценивать всё остальное.

Употребление алкоголя

Алкоголизм является причиной серьёзных проблем с долговременной памятью. В частности, он может привести к развитию синдрома Корсакова, который сопровождается как ретроградной, так и антероградной амнезией, в результате чего, можно сказать, заболевший фактически становится человеком без прошлого и будущего. Поэтому страдающий синдромом Корсакова может компенсировать эти пробелы в памяти вымышленными историями и придуманными событиями. Кроме того, возникают проблемы с координацией движений, появляется сонливость, спутанность сознания, нервозность, потеря слуха, а в некоторых случаях даже галлюцинации.

Физические и физиологические проблемы

Тромбы мозга, инфекции, опухоли, недостаток витамина B12, анемия или заболевания щитовидной железы также могут влиять на дефицит памяти. Если у вас есть подозрения либо уже диагностированы эти заболевания, необходимо обратиться к врачу.

Ещё одна причина потери памяти — удары и травмы головы, а также кровоизлияние в мозг. Они вызывают амнезию и могут привести к сосудистой деменции.

Некоторые медикаменты также могут влиять на память. В качестве примера можно привести анксиолитики, противоэпилептические средства и средства против гипертонии.

Вкладывать в развитие памяти выгодно

Тратить определенную часть своего времени с определенным постоянством – это выгодная инвестиция долгосрочного характера, которая по карману каждому. Не зависимо от карьерной позиции и динамики состояния вашей компании, личный потенциал всегда останется с вами и будет вашим надежным спутником в любой сфере деятельности.

Вряд ли найдется занятие, где не потребуется хорошая память, как оперативная, так и долгосрочная, дающая огромный багаж знаний в необходимое время. И все это реально, не привязано к врожденным талантам или социальным возможностям. Все что потребуется – немного времени каждый день и упорство в занятии на тренажерах памяти.

Хорошая память не обесценивается при инфляции, не теряет своей актуальности с течением времени, а только накапливает потенциал человека, расширяя его багаж познаний и навыков.

10 способов развить память

Игры для развития памяти дома:

 Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) — как в прямом, так и в обратном порядке.
Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу — не связанные.
Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
Играйте в карточки — найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка — обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено — тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось — добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
Сравни списки. Разновидность игры «поход в магазин». Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка — за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка — найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже «купил»).
Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
Поиграйте в поход в «темноте». Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался

Это тренирует одновременно память и внимание

Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе — довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за вопросы и комментарии.

Какой же все таки мозг, у взрослого или у ребенка, учится быстрее?

На самом деле, учится мозг, как у ребенка, так и у взрослого, совершенно одинаково. Как так происходит? Учеными доказано, что на обучение как у взрослого, так и у ребенка мозг тратит одинаковое количество времени.

Так почему же дети учат быстрее? Потому что они не имеют других забот, как у взрослых, у них больше свободного времени и мотивации. Но мы, взрослые, тоже можем, если захотим)

И есть один секрет. Чтобы изменяться, мозг должен быть готовым к изменению. Что значит быть готовым к изменению?

Например, вы из лучших побуждений заставляете ребенка учится чему-то, вроде бы он учится, а пользы никакой. Почему?

Потому что мозг не может измениться, когда ему не интересно, скучно. Всегда должна присутствовать хоть какая-то эмоция.

Мария Аммон, президент немецкой академии психоанализа, сообщает, что мозг во взрослом возрасте может развиваться, изменяться, восстанавливаться и в основном под влиянием эмоций.

По детям мы точно знаем, что яркая эмоциональная окраска способствует запоминанию.

Итак, мозг готов к изменению, когда мы сильно возбуждены или получаем вознаграждение, любое: денежное, эмоциональное, эротическое, печеньку.

В мозге в этом случае вырабатывается дофамин, который снижает сопротивление мозга к изменению, к запоминанию.

Поэтому секрет к развитию памяти и внимания в любом возрасте — это поощрить себя вознаграждением или испытать глубокую эмоцию.

Мозг должен знать, что после запоминания ему будет хорошо) Когда мы довольны, вырабатывается гормон радости — дофамин. Его еще называют гормоном памяти.

Он связан с рабочей памятью и нужен для того, чтобы подключить ее к действию и отключить те зоны, мозга, которые активы у человека, когда он ничем не занимается.

А чем можно повысить уровень дофамина?

  • Правильными продуктами: яйца, капуста, зеленый чай, морепродукты, яблоки, бананы, клубника и кусочек шоколада)
  • Правильными действиями: интенсивная прогулка на свежем воздухе, танцы, игра на музыкальных инструментах. Но все в меру, а то избыток этого гормона может привести к опустошению и истощению.

Что еще важно знать?

Легкие тесты на развитие памяти и внимания для школьников

Тесты на устойчивость и избирательность внимания

Тест  первый

Перед ребенком тестовый материал, это и буквы, и слова. Что нужно сделать? Нужно за 36 секунд найти 10 слов, замурованных в буквах. Для этого необходимо считывать текст как можно быстрее и находить спрятанные слова.

Предложите ребенку вести глазами по буквам и захватывать несколько букв вперед. Необходимо увеличивать скорость.

Сколько он слов нашел?

Тест  второй

Перед вами тест «Исправь ошибки» на устойчивость внимания. Необходимо найти и исправить ошибки. И уложиться в 1 минуту. Это могут быть ошибки, как орфографические, так и стилистические.

Тест третий

Перед вами ряды троек. Предложите ребенку найти спрятанную цифру, он ее сам увидит, но пусть постарается уложиться в пять секунд. Если он сможет быстрее, то очень хорошо.

Для этого он может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом всю картинку и выхватить новое изображение.

При развитии правого полушария мы так и делаем — последний самый быстрый способ.

Тест четвертый

Перед вами ряды букв Ы. Необходимо найти другую спрятанную букву. Предложите ребенку управиться за 10 секунд.

Он также может просматривать строчку за строчкой, а может охватить целым взглядом и выхватить новую букву, которая очень отличается от остальных.  Правое полушарие очень быстрое, оно сразу увидит отличие.

Тест пятый

Предложите ребенку рассмотреть ряды цифр от 1 до 60. Одна цифра пропущена. Необходимо найти пропущенную цифру. На выполнение данного теста дается пять секунд.

Тесты на развитие избирательности внимания

Тест шестой

Это видоизмененный тест Торндайка, о классическом варианте этого теста вы узнаете чуть позже. Перед вами числовые ряды из цифр 5 и 0. Необходимо найти четырехзначное число 5050, и постараться уложиться в одну минуту.

Его нужно искать как по вертикали, так и по горизонтали. Ребенок, как и в предыдущих тестах, может просматривать строчку за строчкой по горизонтали, в потом столбик за столбиком по вертикали, а может изобрести свой способ.

Тест седьмой

Перед вами практически одинаковые шмели. Но есть один, который отличается от других. Необходимо найти его за 1 минуту.

Тест восьмой

Покажите ребенку шесть рядов теней котиков. Они все одинаковые, за исключением одного, он отличается от других. Предложите ребенку найти его как можно быстрее, лучше уложиться за десять секунд.

Тест девятый

Коты надежно спрятали другое животное. Найдите, что это за животное?

Тест на устойчивость и концентрацию зрительного внимания

Тест десятый

Методика «Перепутанные линии Риссу».

Перед вами два столбика цифр и соединяющие их линии, которые пересекаются с другими и запутывают вас окончательно. Проведите, проследите мысленно путь от цифры слева до цифры справа. Нельзя ничем себе чем-либо помогать, в том числе мышкой)

Весь путь отслеживаем глазами.

Тест одиннадцатый

Какой выключатель включит лампу? Ребенку нужно мысленно пройти по проводам и узнать, какого цвета выключатель включает лампу. На выполнение дается 15 секунд.

Тест на развитие (концентрацию) внимания

Тест двенадцатый

Эта игра очень хорошо тренирует внимание. В таблице расположены цифры от 1 до 30, нужно за 20 секунд найти и назвать в порядке возрастания все цифры

Может ли ребенок повторить тест еще раз и назвать числа еще быстрее?

Как получилось у ребенка пройти тесты? Смог ли он уложиться в обозначенное время? Если нет, то ничего страшного, эти тесты можно проходить много раз

Внимание только будет улучшаться

Правила гигиены мозга

Каждый, кто решил взяться за развитие памяти и внимания, безусловно, желает добиться наилучших результатов. Чтобы эффективно тренироваться, спортсмену нужны подходящие условия (площадка, инвентарь). То же самое касается и развития мышления – мозг нуждается в определенных условиях для плодотворной работы. Выполнение следующих правил гарантирует максимальный уровень запоминания.

Обеспечьте мозг кислородом.

Каждые сутки кровь в полном объеме циркулирует через мозг 400 раз и несет его клеткам жизненно необходимый кислород. Чтобы его хватало для интенсивной деятельности нашего суперкомпьютера, минимум 24 часа в неделю следует проводить на свежем воздухе. Если нет возможности совершать прогулки, помещение нужно регулярно проветривать.

Обеспечьте себе полноценный сон.

Возможно, Наполеон мог спать три часа в сутки, но сегодня среднестатистическому взрослому человеку желательно выделять для пребывания в царстве Морфея 7-8 часов ежесуточно.

Не курите.

Табак действительно дает краткосрочный эффект концентрация внимания. Но память курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

Откажитесь от алкоголя.

Этиловый спирт сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их сужение, потому мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что в состоянии опьянения возникают так называемые провалы в памяти. Но речь не только о вечеринках, на которых текут пивные или винные реки – бокал вина за ужином существенно снижает запоминание.

Остерегайтесь некоторых медикаментов.

Временные проблемы с памятью могут вызывать успокоительные на базе диазепама, лоразепама, хлоразепама и прочие, а также некоторые болеутоляющие, противовоспалительные и лекарства от аллергии.

Как ещё улучшить память

Кроме перечисленных упражнений, есть факторы, которые благотворно скажутся на работе мозга в целом, а, значит, на внимательности, памяти и ясности мысли.

Режим сна и бодрствования

Для активности мозга важно спать 7–8 часов. За это время он успевает укрепить нужные связи между нейронами и разрушить те, которые уже не понадобятся

Постройте режим таким образом, чтобы мозг получил достаточно времени для «наведения порядка».

Прогулки

Старайтесь ежедневно гулять, чтобы обеспечить мозг кислородом

Это очень важно для его работы

С другой стороны, на прогулках вы сможете тренировать внимание, наблюдая за окружающими и прокладывая новые маршруты

Физические упражнения

Ненавидели физкультуру в школе? Зря! Физическая активность усиливает кровообращение: мозг быстрее получает питание и насыщается кислородом, а, значит, может работать дольше и продуктивнее.

Правильное питание

Правильное питание влияет не только на здоровье в целом, но и на мозг в частности. Жиры и витамины, которые содержатся, например, в орехах, овощах и красной рыбе, помогают мозгу справляться с нагрузками.

Когнитивная нагрузка

Развитию мышления и памяти способствует также разгадывание кроссвордов и головоломок. Попробуйте заняться этим в транспорте или во время обеденного перерыва.

Регулярные тренировки

Вы уже не раз слышали о том, что любые упражнения необходимо выполнять регулярно. Заставляя свою память работать каждый день, вы помогаете мозгу перестроиться и привыкнуть к нагрузке. Без этого изменения не наступят.

Уделяйте внимание своему здоровью, работайте над развитием памяти и мышления и регулярно увеличивайте нагрузку. Если вы уже привыкли к когнитивным тренировкам, то обязательно изучите специальные инструменты развития памяти

Об одном из них вы узнаете из этого видео.

11 важных законов памяти

Если начинать исчисление изучения памяти с Аристотеля, то ей занимаются уже 2,5 тысячи лет. За это время было сформулировано очень, очень много законов.

Их обнаруживали не только ученые, но и простые люди, а ученые потом доказывали их обоснованность.

Но есть  самые нужные, которые необходимо использовать в повседневной жизни.

1. Как эффективно повторять, чтобы запомнить материал легко и надолго. Повторение несколько раз подряд не эффективно, лучше повторение распределить во времени. Как?

Запоминаем и повторяем в следующем порядке:

Один раз прочитать материал. Потом пересказать.

Далее активируем кратковременную память:

Через 15-20 минут еще 1 раз прочитать, а потом 1 раз пересказать

Активируем долговременную память:

  • Спустя 2 часа пробежаться глазами
  • Через 12-24 часа пробежаться глазами
  • Прочитать материал через 3 дня
  • Еще раз поработать с материалом через неделю

Вот и все. И установка — необходимо себе сказать, что запроминаем навсегда.

2. Простое событие, вызвавшее сильную эмоцию, запоминается на долго.

3

Запоминается то, что на что мы обращаем внимание. Чем сильнее концентрируемся, тем на дольше запоминается материал

4. Эффект края. Лучше помним то, что идет в начале сообщение и в конеце.

5. Эффект Зейгарник. Лучше запоминается и вспоминается то, что не было завершено.

6. То, что интересно запоминается без труда. Этот закон особенно проявляется при взрослении.

Поскольку ресурсы памяти с возрастом уменьшаются, то человек при старении пытается неосознанно сэкономить их и запоминает только то, что связано с его интересами, например, с его деятельностью.

Поэтому намеренное и специальное использование памяти в деятельности взрослыми способно поддерживать память в хорошем и отличном состоянии.

Молодой же человек может запоминать и то, что не интересно, на всякий случай, чисто механически.

Работа с материалом перед запоминанием, влияние любой деятельности

7. Материал перед запоминанием необходимо понять. Понятый и осознанный материал запоминается лучше.

8. Классификация, структурирование материала, связывание по смыслу улучшает память.

Например, если вам необходимо запомнить ряд картинок, то можно связать некоторые из них в смысловые блоки, которые легко можно запомнить и вспомнить.

На картинке ниже классифицируйте предметы и постарайтесь запомнить.

9. Лучше мы запоминаем все, что связано с содержанием творческой деятельности, когда мы творим.

10. Память каждый раз перезаписывается при ее использовании. Если вы выучили стих и если через два часа вы решили его повторить и повторили не правильно, то запишется неправильная информация еще прочнее.

Чтобы этого не произошло, в трудных моментах не позволяйте себе или ребенку ошибаться, лучше подсмотрите или вместе прочитайте по книге.

11. Интерференция.

Если после заучивания одного материала, вы начинаете запоминать другой похожий материал, то это «стирает предыдущую информацию», а по научному — вызывает торможение образования необходимых связей для запоминания первого материла.

Или ретроактивное торможение. Тот же эффект наблюдается, если вы после заучивание материалы выполняете трудное задание, например, решаете трудную задачу.

Необходимо избирательно подходить к процессам запоминания, чередовать дела и делать перерывы.

Есть ли простые и эффективные упражнения?

Словесно-логическая память

Словесно-логическая  (вербальная) память это наша способность запоминать и воспроизводить мысли, тексты, фразы других людей и т.п. Для чего нужно развивать память в этом качестве? Данный вид запоминания имеет большое значение в процессе обучения, освоения нового материала.

Упражнения для развития вербальной памяти:

  1. Одним из самых простых и доступных способов развития словесно-логической памяти является чтение и пересказ текстов.
  2. Напишите на листе бумаги в столбик несколько пар слов, в каждой из которых они связаны по смыслу, например, книга – рассказ, корова – молоко, столовая – блюдо и т.д. Закройте правый столбец листом бумаги или рукой, читайте оставшиеся открытыми слова и старайтесь вспомнить спрятанную пару. С каждой тренировкой увеличивайте цепочку.
  3. Попросите кого-то из близких зачитать вам список из 15 не связанных по смыслу слов. Попробуйте повторить их. Чтобы легче было запомнить, постройте ассоциативный ряд, или свяжите слова между собой по смыслу.

Например: корова-стол-телефон-клавиатура…. можно представить следующим образом: корова сидела на столе, держала телефон и клацала по клавиатуре…

  1. Учите стихи, лучший способ развития памяти это постоянная тренировка.
  2. Упражнение «Пиктограммы»:
  • Прочитайте текст
  • Выделите ключевые слова или фразы в тексте.
  • Каждой фразе присвойте любую картинку – создайте ассоциацию.
  • Полученные картинки свяжите в виде мультика или клипа.
  • Глядя на картинки воспроизведите текст.
  1. Используйте упражнения онлайн, например Викиум.

Инструкция как запомнить текст

  1. Прочитать и понять материал, который необходимо запомнить. Самый главный фактор – ПОНЯТЬ. Невозможно запомнить надолго то, что вы не понимаете, потому что в памяти не выстраиваются ассоциативные связи.
  2. Записать то, о чем прочитали. Не подглядывая в источник, попробуйте своими словами законспектировать запомнившуюся информацию.
  3. Повторить 1 и 2 пункт несколько раз. Перечитывайте и записывайте текст столько раз, пока вас не удовлетворит полученный результат.
  4. Повторите изученный материал через 30 минут.
  5. Отвлекитесь на другие дела и еще раз повторите информацию через час.
  6. Для переноса изученных данных в долговременный отдел повторите выученное на следующий день.

Приведенные техники помогут вам не только развить память, но и  другие мозговые функции: логику, мышление, внимательность.

Полезные упражнения для тренировки мозга

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Вот несколько примеров эффективных занятий:

Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой

Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую

Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

Внимание и его свойства простыми словами

Наши знания о конкретном предмете составляют то, что мы о нем помним, что можем рассказать. Эти знания напрямую зависят от особенностей нашей памяти.

Учеными описано большое количество видов памяти (50 видов), так запоминание бывает непроизвольным и произвольным. Произвольное и даже непроизвольное запоминание невозможно без внимания.

Поэтому внимание — это наше важное и первичное условие получения знаний. А знания — это успехи ребенка в школе, его удовлетворение от учебы, а в будущем — успешность и эффективность

Что касается определения внимания, то вниманием принято считать отбор, сознательно или бессознательно, конкретной информации, которую человек получает через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и игнорирование другой информации. У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:

У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:

  • концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального при наличии помех
  • переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
  • распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
  • устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
  • избирательность — выбор одного из множества других
  • объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно или за очень короткий период времени

Предлагаем вам и вашему ребенку пройти тесты на развитие памяти и внимания для школьников. Тесты хорошо проходить и школьнику из 1 класса, и из 3 класса, а также из 6 — 9 классов

Если вы хотите проверить свое внимание, то вам сюда (ссылка откроется в новом окне)

Само прохождение тестов не только дает понять, на каком уровне находится внимание в данный момент времени, но и развивает его. К слову, 100 % внимательность дают специальные игры

Но не только моментальную способность увидеть отличия, а также феноменальную память

К слову, 100 % внимательность дают специальные игры. Но не только моментальную способность увидеть отличия, а также феноменальную память.

Что нужно делать, чтобы раскрыть способности ребенка, к которым в том числе относится и феноменальная память, читайте бесплатно в нашей книге. Скачать ее можно по этой ссылке (откроется в новом окне).

Как улучшить свою память -тренировка памяти и внимания у взрослых упражнения

1. Упражнение — как улучшить работу мозга и развить память

Для первого упражнения выберите любой, находящийся в поле зрения объект, например, картину, фотографию, ваш телефон. Начните его рассматривать, с целью запоминания всех деталей. Изучайте всё: размер, цвет, экран, обложку, наличие-отсутствие сколов, кнопок, царапин, отпечатков пальцев, затёртостей и т.д. Всё это запоминайте

Знаете почему это важно? Упражнение тренирует внимание, а от его объёма зависит и объем памяти. Чтобы расширить объём памяти, необходимо расширять объем внимания

Итак, вы удерживаете внимание на выбранном объекте. Поставьте цель разглядывать его (телефон, планшет, буклет и т.д.) не менее пяти минут

Через некоторое время вы заметите, что у вас в голове появляются мысли (свободные ассоциации) в связи с тем, что вы видите и слышите или, что вас беспокоит: непогашенный кредит, завал на работе, слова коллеги, проговаривание про себя деталей рассматриваемого объекта… И так по цепочке мысли уходят всё дальше. А теперь, самое главное в этом упражнении. Вспомните ход ваших мыслей от последней к первой: одну за другой. Получается? Так вы учитесь концентрировать внимание и удерживать его как можно дольше.

2. Упражнение — как можно улучшить память человека

Чтобы расширить объем внимания, старайтесь группировать объекты, которые вы видите. Например, если вы стоите на остановке, посмотрите, сколько рядом с вами мужчин, женщин, детей, пожилых людей. Если вы пришли на автостоянку, то быстро разделите машины на марки, цвета и т.п. Поднимаетесь по лестнице, а рядом никаких объектов для внимания? Посчитайте ступеньки до и после первой площадки. Обычно их количество разное

Таким образом, ваше внимание, а значит и память становятся «цепкими». События будут воспроизводиться значительно легче и с каждым разом всё лучше

Тренировка памяти — нашелся интересный ролик об интересных методах — как тренировать память и как запоминать прочитанное ⇓

Упражнение 3. Как улучшить память в домашних условиях быстро

В одной книге о скорочтении, попалось еще одно, очень интересное упражнение, на развитие памяти. Развивать память оказывается важнее, чем просто быстро читать, потому что, от быстрого чтения нет пользы, если не запоминаешь. В чем же суть, этого упражнения? Оно называется «суфлер» Прочитал вслух — оторвал свой взгляд от страницы — и повторил дословно!  И так далее. Вот такое простое, интересненькое упражнение. Попробуйте потренироваться. Это не так — то просто. Если в предложении чуть больше слов — уже все путается, заменяются местами слова, и подбираются синонимы…

Напишите, пожалуйста, какие советы, как улучшить память, вам больше всего понравились и какие вы хотели бы применить… Какими методами запоминания пользуетесь вы? 

Команда сайта ОПТИМУС ПСИ желает вам успехов в тренировке памяти.

Лучшие методы развития долговременной памяти

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти

При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального)

Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение: в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф», которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки, установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector